Проект «Известий» PRO-Запас: Двигатель — торговля
Какую роль ритейл играет в доступности
продуктов и что меняется с приходом
интернет-коммерции
Наличие магазинов в зоне доступа, куда в любой момент можно прийти за нужными продуктами, тоже очень важно для продовольственной безопасности страны. По количеству торговых площадей на тысячу жителей Россия соответствует большинству европейских стран, а некоторые государства даже превосходит, говорят специалисты. Кроме того, в последнее время в стране всё активнее развивается интернет-торговля. Как растет и развивается российский ритейл и как меняет сектор частичный переход в онлайн — читайте в нашем материале.
Розничная торговля — именно та точка, где конечный потребитель может приобрести товары российских производителей. От того, как быстро и легко можно купить всё нужное, во многом зависит комфорт граждан. В России розничная торговля, в том числе продовольственная, максимально доступна для потребителей, говорят чиновники и представители бизнеса.
В 2022 году, как и в предыдущие сезоны, продолжился тренд на увеличение доли торговых сетей в общем обороте розницы. Так, по данным Росстата за январь—сентябрь прошлого года, на сети пришлось почти 40%.
замглавы Минпромторга
В России достаточно высокий уровень обеспеченности населения именно качественными торговыми площадями — к ним относят крытые помещения магазинов с необходимым оборудованием и кассами, — согласны в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Там, в свою очередь, ссылаются на данные компании Cushman Wakefield.
Согласно проведенным компанией исследованиям, в России на 1 тыс. человек приходится 266 кв. м, что сопоставимо с результатами европейских стран. Например, в Великобритании этот показатель составляет 254 кв. м, в Польше — 285 кв. м, во Франции — 307 кв. м. «При этом в городах-миллионниках мы обгоняем развитые страны по доступности торговли: в Москве этот показатель равен 366 кв. м на 1 тыс. человек, а в Петербурге — 324 кв. м», — добавил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
Показатель торговых площадей на 1 тыс. человек, кв. м
Источник: Cushman Wakefield
В 2022 году у сетей — членов АКОРТ (лидеры отрасли — «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Магнит», «Дикси» и так далее) был заметный рост числа магазинов среднего и малого формата — площадью 200–400 кв. м, преимущественно это дискаунтеры и «магазины у дома».
председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ)
Еще одним важным фактором, по мнению экспертов, стало развитие интернет-торговли.
Доступность торговли в малых населенных пунктах также повышается, это происходит за счет развития маркетплейсов. Например, «Яндекс Маркет» начал открывать пункты выдачи заказов (ПВЗ) в деревнях.
председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ)
Мобильные торговые форматы и взаимодействие маркетплейсов с сетевой розницей — перспективные направления для улучшения ситуации с доступностью товаров в отдаленных регионах, считает он.
На активное развитие сервисов онлайн-доставки, в том числе продовольственных товаров, обращают внимание и в Минпромторге. Интернет-торговля в этом секторе становится важным каналом сбыта — вместе с крупными сетями и фирменными магазинами интернет теснит процветавшие до этого рынки и ярмарки.
Основные каналы сбыта наших продуктов питания — это торговые сети, оптовики, прямые продажи в интернете и социальных сетях, собственные фирменные магазины и рынки (по убыванию их доли в розничном товарообороте).
председатель Союза потребителей РФ
Так было не всегда, добавил Петр Щелищ: в 2000 году 26% продаж продовольствия обеспечивали розничные рынки и ярмарки, а электронных продаж практически не было.
Но за 20 лет доля рынков сократилась почти в шесть раз — до 4,6%, а доля онлайн-торговли выросла в тысячи раз, примерно до нынешней доли рынков. Теперь около половины розничного оборота продуктов обеспечивают торговые сети, причем и у них доля интернет-продаж растет опережающими темпами.
Самым перспективным сейчас является формат электронной торговли, уверены в Союзе потребителей.
Он позволяет изготовителям оригинальной продукции — кондитерской, хлебобулочной, мясной, рыбной, молочной, пивоваренной, винодельческой, — напрямую поставлять свои товары потребителям.
Действительно, российский ритейл сейчас демонстрирует один из самых высоких в мире темпов роста онлайн-сегмента — плюс 66% за последние 12 месяцев, свидетельствуют данные Ассоциации компаний розничной торговли.
рознице
рознице
Источник: АКИТ
Самые востребованные товары онлайн в 2022 году
Источник: АКИТ
В Минпромторге говорят, что постоянно и последовательно поддерживают развитие всех форматов торговли, но особое внимание сейчас уделяют малым формам.
«Необходимо обеспечивать развитие нестационарной и мобильной торговли, рынков, ярмарок, а также среднего и крупного ритейла, который чаще всего представлен сетевой розницей», — сказал Виктор Евтухов.
По его мнению, именно малые объекты, которые приобщены к существующему потоку покупателей, способны увеличивать потребительскую активность, ведь предложение товаров расширяется. Тем более что современный формат нестационарной торговли — это технологичные павильоны и мобильные траки, наполненные современным оборудованием.